Из-за дефицита новых грузовиков, высоких цен на технику, нехватки водителей, ослабления курса рубля и повышения ключевой ставки тарифы на перевозки за год выросли на 40% и продолжают расти. Об этом порталу Infopro54 рассказала Алина Атланова, сооснователь транспортных компаний «Лонгран» и ПАО «ГТМ», соучредитель и операционный директор ООО «Люгрос».Предприниматель отметила, что уход европейских производителей заставил перевозчиков значительно сократить планы по обновлению автопарков. Стоимость нового автопоезда (тягач и прицеп) сегодня перевалила за 20 млн рублей. С нехваткой водителей транспортным компаниям приходится бороться, увеличивая их зарплаты, что также повышает расходы.
Ещё одна проблема — неотлаженные цепочки поставок китайской техники: Алина Атланова отмечает, что ожидание некоторых запчастей может доходить до месяца. Проблемы возникают и с грузовыми шинами: сегодня доступная резина стоит дороже, чем в начале прошлого года, а её ходимость в два раза хуже в сравнении с западной.— Рост себестоимости перевозок — это объективная ситуация. Мы хотели купить машины по одному курсу доллара, а он поднялся до 100 рублей. Выросла ключевая ставка, а следом ставки по кредитам. Подняли платежи за утилизацию техники. Мы наблюдаем постоянный рост цен на запчасти, сокращение срока амортизации на все комплектующие, — отмечает эксперт.По словам Алины Атлановой, сегодня рынку автоперевозок не хватает 20-30% машин. При этом часть транспорта простаивает из-за нехватки водителей или технических проблем: в Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) признаются, что ранее таких ситуаций не возникало.
Эксперт отмечает, что сегодня аналитики и финансисты дают очень осторожные прогнозы: на экономику могут повлиять непредсказуемые геополитические факторы. Только за последний месяц средние ставки выросли на 10%, а на некоторых направлениях — на 20-30%.— Мы месяц назад подали свои предложения на тендер, результаты которого клиент планировал объявить в сентябре с расчетом, что тарифы будут актуальны до февраля. Но эти тарифы оказались тарифами сегодняшнего дня. Какой прогноз на сентябрь-февраль — сложно сказать. Мы осторожно прогнозируем плюс 10% к тарифам текущего момента, — говорит Алина Атланова.